Как у нас относятся к бомжам? Кто-нибудь особо сердобольный может подать мелочь или десятку...
Однако обычно их предпочитают не замечать и уж тем более не вглядываться - больно малоприятное зрелище. Но если всё-таки вглядеться, то может стать по-настоящему страшно за себя и своих близких - нынешние бомжи на порядок активнее и моложе прежних.
Нет работе!
Я провёл небольшой эксперимент, прокатившись по самой популярной среди бомжей линии метро, Кольцевой, а также посетив станции «Выхино» и «Бауманская», которые традиционно считаются «рассадниками» бездомных. На первый взгляд всё как всегда - бомжами обсижены те местечки, где потеплее. Но… там, где раньше кучковались дряхлые сивобородые мужики в рванине, пьющие едкую ацетоновую дрянь из мгновенно плавящегося пластикового стаканчика и воняющие немытым телом, мочой и портянками, сейчас прочно обосновался совсем другой контингент - молодые джентльмены примерно моего возраста, потребляющие пиво средней ценовой категории. Один из компании, заметив пристальное внимание с моей стороны, поднялся с корточек: «Слышь, отец, на хлебушек нема? А ты кем будешь?» Узнав, что из газеты, заметно подобрел и согласился на разговор: «Гриша меня звать».
«Тухлая у тебя жизняга, - сделав хороший глоток пива из пластиковой «торпеды», заявил Гриша. - Шебуршишься, ёрзаешь, вкалываешь, как всё равно крепостной. А нам и так не кисло, а, мужики?» Мужики согласно покивали. «Вот мы сейчас с тобой потрындим да и поедем пожрать на халяву. Надо одежды? Да без проблем - всякие придурки почём зря присылают, только не ленись в санпропускник зайти и морду несчастную сделать - там этого шмотья целые тюки. А работа мне уже по барабану. Это когда я только приехал, хотел устроиться, заработать, туда-сюда… А на фига мне работать, когда и так всё есть?»
Честно говоря, я здорово усомнился. Ну не может такого быть, чтобы молодой здоровый трудоспособный человек в статусе бомжа мог вот так запросто иметь льготы, которые не снились, пожалуй, даже самому заслуженному пенсионеру.
Ночлежки не нужны?
«Мы действительно бесплатно кормим бездомных, - рассказала Галина, работница при храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. - По вторникам и четвергам с 15.00 можно получить кашу, салат из свежих овощей и подливу, когда из тушёнки, ну а сейчас, в пост, рыбную. Но, скажу честно, настоящих бомжей стало гораздо меньше. Настоящих - это если человек и впрямь потерял квартиру, растерялся, опустился и живёт как придётся. Кстати, лет пять назад это были в основном москвичи или жители Подмосковья. Сейчас к нам, как правило, ходят приезжие, молодые ребята, которые приехали на заработки. Соцработники говорят, что таких чуть ли не 70%. К нам приходит до 250 человек - представляете, как трудно приготовить еду на стольких?! Но отказать мы им не можем - главное, чтоб вели себя прилично».
С одеждой оказалось тоже всё в порядке. В санпропускнике на ул. Гиляровского подтвердили, что периодически к ним подвозят то, что принято называть гуманитарной помощью, причём в тюках можно найти вполне прочные и даже относительно модные вещи. И там тоже никому не отказывают.
Оставалась одна проблема, особенно насущная зимой, - ночлег. «А вот с этим похуже будет, - признался Гриша. - Приходится как-то шкериться по подвалам и чердакам, ну или на вокзал. Чё? Ночлежки? Ну ты даёшь! Да кто ж туда пойдёт? Нет, бывает, конечно, что какой-нибудь дятел вызовет этот, как его… Ну да, социальный патруль… И чего? Ну, поговорят они типа по душам, и привет. Потому что в ночлежку я не согласен».
Причины нежелания пользоваться центрами социальной адаптации, или домами ночного пребывания, как на чиновничьем языке называют ночлежки, обычно определяют так: «Ясное дело, что бомжи туда не хотят - там ведь пить не разрешают!» На самом деле всё немного сложнее. При известной хитрости алкогольный запрет можно и обойти - из ночлежки, согласно «Единому порядку работы с бездомными гражданами», выбрасывают, только если ты пытаешься что-то пронести с собой. Либо отсутствуешь там более 5 суток - а уж за это время напиться и снова протрезветь можно сколько угодно. Бомжей пугает другое - при приёме в «социальную гостиницу», согласно правилам, в базу данных заносятся цифровая фотография и отпечатки пальцев каждого, на основании чего выдаётся карточка социальной регистрации бездомного гражданина. Эта карта не является удостоверением личности и не даёт никаких льгот, разве что преимущество при приёме на работу. Но как раз работа нынешним бомжам вовсе не нужна. А нужно им то, в чём Москва достигла внушительных успехов, - защита прав бездомных. Теперь любой трудоспособный молодой человек имеет возможность довольно-таки кудряво жить в столице не работая. То есть программа ресоциализации оказывается фикцией. Может быть, уже стоит подумать и о защите прав нормальных граждан от бездомных? Пока они сидят тихо, но кто поручится, что, кроме дармовой еды и одежды, у современных бомжей нет и иных потребностей? Например, в мобильной связи? Если благотворители раздадут всем бездомным сотовые, может, и обойдётся. А если они будут их «отжимать» у москвичей?
Наша справка
Если вы обнаружили бомжей у себя в подъезде или в метро и не желаете, чтобы они продолжали там обитать, звоните по телефону 720-15-08 или 357-01-80. За ними выедет социальный патруль. Линия работает круглосуточно.
Источник: http://www.aif.ru/society/article/33216