Источник: GZT.RU
Милиционеры задерживают в метро бездомных и попрошаек, но после разговора вынуждены отпускать их. В год бездомного человека, объявленный в столице общественными организациями, милиционеры метрополитена пожаловались на то, что у них мало рычагов воздействия на лиц без определенного места жительства и попрошаек. А сами бездомные заявили, что им никакая помощь не нужна.
Дані мап ©2010 Geocentre Consulting - Умови використанняСтанция метро "Белорусская"
Сотрудники милиции на Московском метрополитене в четверг, 11 марта, рассказали и показали журналистам, как они борются с бродяжничеством и попрошайничеством в метро. К приезду прессы около вестибюля станции «Белорусская» (кольцевая) уже находились несколько бездомных и попрошаек. По данным милиции, утром их обнаружили в поездах на Кольцевой линии.
2010 — год бездомного человека
В конце 2009 года московские общественные организации и частные лица, работающие с бездомными, организовали проект «2010 — год бездомного человека». Проект создавался для того, чтобы привлечь внимание общества и государства к проблеме бездомных людей.
Бездомный с бразильским прошлым
Бомжи и попрошайки выстроились возле одной из стен в вестибюле станции. Поначалу они прятали лица от камер и отказывались отвечать на вопросы. Но потом разговорились. Мужчина, представившийся как Овидис Юравечус, сообщил GZT.RU, что в Москве он находится полгода. До этого жил и работал в Литве. Там он занимался обработкой меха. В Литве у него есть дети, мать, дом и квартира.
Рассказ Овидиса Юравечуса о том, как он оказался в Москве, больше похож на плохую фантастическую повесть.
Овидиус Юравечус
Источник: GZT.RU
«Я летел из Москвы в Бразилию, там тоже должен был мехом заниматься, — рассказал он. — Но в Бразилии меня не встретили, депортировали туда, откуда прилетел, — в Москву. У меня украли документы, сумку. Все, уехать не могу. Просил посольство Литвы помочь мне, но они отказались».
Юравечус также сообщил, что первые месяцы пребывания в столичном регионе он работал сторожем на одной из дач. Работал за еду и крышу над головой. С наступлением холодов его прогнали, так он оказался в районе станции метро «Белорусская». «Я тут хожу в церковь, кушаю. Там я познакомился с другими бомжами», — добавил он.
По слова Овидиса Юравечуса, ему надо 2,5 тыс. рублей, чтобы вернуться домой: 500 рублей на фотографию и справку об утере паспорта, 2 тыс. рублей на билет. Но этой суммы он не может заработать в столице уже полгода. «Я не попрошайничаю. Стою возле метро или хожу по улицам возле Белорусского вокзала, — рассказал он. — Прошу купить пирожок, люди откликаются. Но деньги прошу редко. Самый мой большой „заработок“ за день тут — 37 рублей».
Звонить своей семье и просить, чтобы они забрали его из Москвы, Юравечус не хочет. «Они и так в долгах, и тут я еще», — сообщил бездомный.
На заработки
Непредставившаяся старушка рассказала GZT.RU, что она в Москве просит милостыню, чтобы вернуться домой, тоже в Литву. У нее также нет документов. А родной сын, по ее словам, ничем помочь не может. Старушка ругала власти, которые не хотят ей помочь, и Михаила Горбачева за то, что тот закрыл границы между Россией и бывшими советскими республиками.
Бездомная женщина рассказывает о себе.
Источник: GZT.RU
Другие попрошайки из метро — двое мужчин в инвалидных колясках и один мужчина с ампутированными ногами — сообщили GZT.RU, что у них есть родственники в Ярославской области. Но там они не могут найти себе работу. Приезжают на заработки в московское метро. Поработают здесь некоторое время, подкопят денег и едут домой. По их словам, такой образ жизни их устраивает. И никакая помощь со стороны общества им не нужна.
"Можно переловить за один день"
По словам Владимира Рябова, начальника 5-го отделения отдела охраны порядка управления милиции на Московском метрополитене, его подчиненным каждый день приходится сталкиваться с попрошайками и бездомными. Они задерживают их в поездах метро, переходах и вестибюлях. «Мы с ними разговариваем, выясняем, зачем они сюда приезжают, — сообщил GZT.RU Рябов. — Рассказываем им, что в Москве есть так называемые санитарные пропускники, где они могут помыться, привести себя в приличный вид. Сообщаем и адреса пропускников. Но они не хотят туда идти».
Этот мужчина побирается в метро и не хочет, чтобы ему помогало государство
Источник: GZT.RU
По словам Рябова, бомжи и попрошайки заходят в метро в утренний час пик. Так их сложнее вычленить в толпе людей. «В толпе людей сложно усмотреть, что кто-то выглядит как-то особенно, — поясняет Владимир Рябов. — В Москве много таких людей, которые приезжают сюда на заработки. И у них тоже иногда бывает непотребный вид. Как тут различить, кто из них бомж, а кто рабочий человек?»
Милиционер также заметил, что в принципе за день можно переловить всех бездомных, обитающих в метро. Но на следующий день они, скорее всего, вновь вернутся. «У нас нет рычагов воздействия на них, — пожаловался Владимир Рябов. — Привлечь к административной ответственности не можем – у них нет документов. Штраф если выписать, им нечем его оплатить. Получается замкнутый круг».
Он заметил, что для его подчиненных выявление в метро попрошаек и бомжей — одна из основных обязанностей. «Мы их выявляем. Но работать с ними дальше — уже не наша задача, а, наверное, соответствующих служб», — добавил Владимир Рябов.
«Мамочки» не одобряют соцпомощь
Обычно после задержания бездомных или просящих милостыню в метро милиционеры вызывают службу «Социальный патруль», созданную при департаменте социальной защиты населения города. Так было и в четверг, 11 марта. «Такой категории граждан мы объясняем, что можем подлечить их, помочь с оформлением документов и возвращением домой, — сообщил GZT.RU Григорий Ростемко, сотрудник „Социального патруля“. — Но они, как это ни странно, отказываются от нашей помощи. И с нами уезжают крайне редко».
«Социальный патруль» не может забрать с собой бездомных людей и лиц, занимающихся попрошайничеством, без их согласия. «Насильно мы никого не забираем», — подчеркнул Ростемко.
"Социальный патруль" за работой.
Источник: GZT.RU
Попрошайки и бомжи, которых удалось выловить 11 марта милиционерам, категорически отказывались ехать с «Социальным патрулем». С ними долго вели переговоры сотрудники соцслужбы, милиционеры и даже журналисты (операторам телевизионных каналов нужна была "интересная картинка» для видеосюжетов). Но задержанные ехать никуда не хотели. Вскоре двое из них дали свое согласие проследовать к машине «Социального патруля», а остальные в это время стремительно покинули вестибюль станции и "растворились" в уличной толпе.
На улице, едва социальные работники начали погружать двух мужчин в свою машину, около нее появились четыре женщины, похожие на цыганок. Они начали громко кричать и звонить кому-то по мобильным телефонам. «Это их „мамочки“, — рассказали журналистам сотрудники „Социального патруля“. — Те, кому они отдают заработанные деньги. Они всегда кричат, чтобы эти люди не ехали с нами». На сей раз «мамочек» отпугнули сотрудники милиции и журналисты, которые хотели взять у них комментарий.
После этого журналистам предложили проехать по Кольцевой линии метро и увидеть, как милиционеры задерживают попрошаек и бомжей. Но за полчаса езды в метро никто из бездомных или просящих милостыню лиц в вагонах метро так и не появился.
ТэгиСреда обитания, Московский метрополитен, бомжи, милиция